order@karjala.su
 
 

КАРЕЛИЯ - НОВОГОДНИЕ И РОЖДЕСТВЕНСКИЕ ТРАДИЦИИ

 

Зимний период праздников у карелов и вепсов назывался «сюндума». Он приходился на период с Рождества до Крещения. Особое внимание уделялось «магии 1-го дня » Рождества и Нового года. Все события, происходящие в этот день, автоматически проецировали на весь год. Имелись даже определённые запреты. В такие дни нельзя было давать вещи из дома – это сулило убытки для семьи. Еще существовала примета: если первым в дом войдёт пожилой мужчина, а лучше с бородой, то это обещало достаток для семьи. А от визита женщины не ожидали ничего хорошего, лишь несчастья. Непонятная дискриминация по отношению к женщинам…

Хозяева выполняли все от них зависящее, чтобы избежать появления нежелательного первого посетителя: выпроваживали его метлой, закрывали двери на засов, ругали, а женщины на Новый год и в первый день Рождества старались оставаться дома. К счастью, со временем об этой примете стали забывать. Имела большее значение вода. Её считали символом изобилия молочной пищи. Потому хозяйки старались в эти праздничные дни первыми запастись водой из колодца. Девушки ходили к колодцу в святочную ночь и по отраженью в его воде гадали о грядущем. Воду приносили оттуда в ковше и плескали её на девятый венец дома: если попала на него – значит, выйдешь замуж…

Праздничные столы должны были ломиться от яств, чтоб год предстоящий был сытным. Обязательным блюдом являлись очень вкусные жареные «пряженые» пироги. В деревнях Карелии хозяйки до сих пор пекут такие пирожки. Начиняют их толокном или сахаром. Молодёжь пользовалась ими для гаданий. Некоторые из пирогов начинялись солью. Для молодёжи это обещало в следующем году вступление в брак. Овсяные блины тоже являлись предметом для гадания. Через первый блин девушки глядели на улицу, стараясь увидеть жениха. И даже хлеб имел в новогодние дни магическую силу. Первый съеденный кусок хлеба за праздничным столом девушки отправляли под подушку и потом старались разгадать сны. Одним из важных блюд праздничного стола была ячневая каша. Её жертвовали в полночь для Мороза. А хозяйки из некоторых вепсских деревень выходили на крыльцо, держа горшок каши в руках, и разбрасывали её по сторонам, приговаривая при этом: – «Кушай кашу, Мороз! Не морозь наши хлеба».

Благодаря церковной атрибутике – праздничным литургиям, хождению христославов, колокольному звону, у Рождества до революции было больше значения, чем у Нового года. Всё это создавало праздник особенно торжественным. У местных жителей Рождество тоже было семейным праздником, как и у многих европейских народов. Избы крестьян после рождественской службы посещали группы христославов. Они распевали духовные песни и славили рождение Христа. За это от щедрых хозяев получали вознаграждение в виде еды или денег. Мальчики входили в особую группу христославов. У северных вепсов был запрет на принятие участия в христославлении девочек. У этого была связь с магией первого дня.
В некоторых деревнях было распространенным колядование – обычай более древний, чем христославление. Содержание колядок было разнообразным, но объединяло их одно: для щедрых хозяев желали заполучить богатый урожай, обильный приплод скота, быть счастливыми и здоровыми, благодарили за щедрое угощение и подарки; порицали скупых и желали неурожая, накликали всякие несчастья и засуху.

Наиболее интересным моментом среди святочных обрядов было ряженье. В этом обряде участвовали молодежь, взрослые, и дети. В деревнях вепсов и карелов было распространенным ряженье в птиц и животных. Обряжались в журавля, медведя, лошадь; гораздо реже – в барана, курицу, быка. Редко – в покойников, в различные этнические и социально-бытовые фигуры – в цыгана, попа, лесоруба, солдата, нищего. Имели распространение и элементы трансвестизма – мужчины переодевались в женскую одежду, а женщины – в мужскую. При ряженьи основным было скрыть свое лицо, его чернили сажей или покрывали редкотканой материей. Для маскарада применяли шубы, вывернутые наизнанку, льняные полотна, одевали с вышивками старинные рубахи и т.п. Оказавшись на молодежной беседе или в крестьянском доме, ряженые устраивали иногда целые драматизированные выступления на темы: “лошадь и всадники”, “хождение вожака с медведем”, “свадьба”, “игры покойников”, и т.д. Самым главным было не оказаться узнанным. И потому весь ритуал проходил в молчании.

Ряженые лишь лихо и весело плясали под балалайку или гармонь. В период святок, и в особенности в канун Крещения и Нового года, было принятым гадание. Самыми популярными среди вепсских девушек, иногда при участии парней, были различного вида “слушанья”. Слушали там, где водилась нечистая сила: у изгороди, на перекрестке дорог, у риги, проруби, часовни, нежилого дома…. Период святок заканчивался купанием в проруби в Крещение. Купаться полагалось всем ряженым, чтобы получить «очищение» от греха гадания. А с Крещения и до масленицы начинали массово проводить свадьбы.