В переводе с древнегреческого, петроглиф значит, наскальное изображение или резьба на скале. Даже до нашего времени эти памятники все еще загадочны. Они интересны всем: любителям и ученым. Петроглифы могут быт разные по масштабу и тематике. Более крупные изображения позволяли выразить всю значимость образа. В основном на скалах были изображены люди, звери, птицы, различные сцены охоты, морского промысла, а также битв. Наскальные рисунки были связаны с обрядами человека, с хозяйственной деятельностью, борьбой.
Изображение налима, выдры и человека (триады) являются «визитной карточкой» Онежских петроглифов. Наскальные рисунки рассказывают о событиях, происходящих в древние времена. Мы видим, что первобытный человек мог фиксировать, обобщать и хранить информацию. В рисунках земных образов создавались сверхъестественные и неземные силы.
Первыми поврежденными оказались Онежские петроглифы. Чтобы показать, как церковь борется с нечистой силой, монахи Муромского монастыря выбили на рисунках православные кресты. Затем рисунки повреждали выбивкой и огнем в советское время. Была вывезена большая плита в Эрмитаж, в результате чего погибли рисунки деторождения.
Когда Равдоникас В.И. побывал в Карелии и увидел Онежские рисунки на скалах, он предложил создать заповедник при поддержке государства. Правительство Карелии в 1934 году создает заповедник на мысе Пери Нос и мысе Бесов. Заповедник охранял сторож, были определены границы, но работать он так и не начал. Затем, в 1966 году был построен павильон над северной группе Бесовых Следков. Но из-за аварийного состояния он также как и заповедник закрыт. Чтобы сохранить природный ландшафт и комплексы нужно, чтобы над петроглифами Карелии работали археологи, геологи, специалисты по ландшафтам, гидрологи. Можно построить заказник или природный парк на восточном берегу Онежского озера. Это место может стать отличным полигоном для туризма и научных исследований.
Святилища с высеченными рисунками формировались в почитаемых и посещаемых местах, которые находились близ водных путей, а также в районах рыбных промыслов. Среди рисунков есть изображение человека в «фас», называемое «пляшущий человечек», ученые считают, что это изображение шамана. Существует легенда, согласно которой нужно прикоснуться к этому изображению и шаман – поможет. Ученые до сих пор не пришли к единому мнению о смысле рисунков, над тем, что хотели передать древние люди?
Подверглись разрушению и Беломорские петроглифы. Из-за строительства ГЭС и ББК некоторые рисунки были засыпаны плотиной. Беломорские петроглифы находятся на маленьких и больших островах, общей площадью 1.5 кв. км. Некоторые рисунки достигают длины 3-3.5 метров, другие поменьше 20-50 см. В отличии от Онежских, Беломорские рисунки более реалистичны, в них нет мифических и фантастических изображений. Зато есть сцены охоты, танцев, катания на лыжах.
Добраться к петроглифам Карелии можно из Петрозаводска на Комете, которая ходит каждый день. Отправиться рассматривать рисунки можно с экскурсией или самостоятельно. Чтобы увидеть Беломорские петроглифы, нужно на машине проехать из Беломорска до реки Выг, затем перейдя реку идти по тропинке.
В музее «Беломорские петроглифы» показаны такие сокровища Карелии: “Залавруга”, наскальные рисунки “Бесовы следки”, “Ерпин Пудас”, которые включают больше 2000 рисунков. Туристы могут побывать на выставке “Морская культура поморов”, которая размещена близ Беломорского причала в трюме плавмастерской.