order@karjala.su
 
 

Кто спасет карельский лес?

 

Deprecated: Methods with the same name as their class will not be constructors in a future version of PHP; SAPE_base has a deprecated constructor in /var/www/www-root/data/www/karjala.su/5c046991846d06249c95e75381b03fd9/sape.php on line 21

Deprecated: Methods with the same name as their class will not be constructors in a future version of PHP; SAPE_client has a deprecated constructor in /var/www/www-root/data/www/karjala.su/5c046991846d06249c95e75381b03fd9/sape.php on line 615

Deprecated: Methods with the same name as their class will not be constructors in a future version of PHP; SAPE_context has a deprecated constructor in /var/www/www-root/data/www/karjala.su/5c046991846d06249c95e75381b03fd9/sape.php on line 1177

Deprecated: Methods with the same name as their class will not be constructors in a future version of PHP; SAPE_articles has a deprecated constructor in /var/www/www-root/data/www/karjala.su/5c046991846d06249c95e75381b03fd9/sape.php on line 1529

Экономика Карелии переживает непростой период. Помимо прочего, он характеризуется еще и реорганизацией предприятий. С различными АО, ЗАО, и прочими все понятно, частные предприниматели пусть ими и занимаются. Впрямую граждан это не очень касается. А вот те, собственник которых государство.... Да еще, вдобавок, выполняющие очень и очень непростую функцию - их судьба волнует многих. И не только людей, в них работающих, и теряющих эту работу. Сегодня многих жителей Карелии волнует будущее ГУ РК «Северо-Западная база авиационной охраны лесов».

Кто хозяин?

Для начала, для пущего понимания: авиабаза - государственное учреждение. Государством созданное. Государством финансируемое. Выполняющее дело государственной важности - охрану лесов от пожаров. Все! Это - базис. На этом, по идее, зиждется его деятельность, будущность. Вообще - все. По идее. Как армия не обязана зарабатывать на свое содержание, а обязана выполнять функцию защиты Родины, так и служба авиалесоохраны лесов - охранять должна. А снабжать всем необходимым для решения этой основной задачи должно государство. По идее, по учредительным документам, по закону - так.

Поначалу так оно и было: созданное в январе 2007 года учреждение прошло нелегкий, но успешный путь становления. За короткий период времени руководством авиабазы была проделана большая работа по набору штата работников, организации ремонта авиационной техники и сертификации всех служб учреждения, обеспечивающих законность и безопасность полетов, для выполнения задач по прямому предназначению - авиационной охране лесов от пожаров. Большая заслуга и огромная роль в сохранении учреждения и авиации Республики принадлежит депутату Государственной Думы Валентине Пивненко.

Однако в последние годы финансирование учреждения последовательно сокращалось. 2007 год - учреждение получило в качестве субвенций 117 млн руб., 2008 год - 80,9 млн руб. (убыток 17 млн руб.). 2009 год - 81,2 млн руб., убыток в этом году составил 28 млн рублей. В бюджете на 2010 год было запланировано лишь 60 млн руб. В результате общий итог недофинансирования деятельности учреждения на конец 2010 года составил приблизительно 70 млн руб. О возможности развития данной ситуации учреждение неоднократно информировало учредителя (Министерство лесного комплекса РК) и другие органы исполнительной власти республики (только в 2010 году - более 80 письменных обращений!).

Цитата из анализа Карельской транспортной прокуратуры, проверявшей финансово-хозяйственную деятельность Авиабазы осенью 2010 года: «Ситуация в ГУ РК «Северо-Западная авиабаза» критическая. Тяжелое финансово-экономическое положение учреждения привело к тому, что в октябре образовалась задолженность по выплате заработной платы работникам учреждения за сентябрь в размере 1 млн 49 тыс. руб. (...) Сложилась тяжелая ситуация с выплатой налогов (следует перечисление названия налогов и сумм по ним). Итого 38 080,4 тыс. руб.». Тридцать восемь миллионов с хвостиком - цена невыполнения государством своих обязательств. Ну про нервы сотрудников авиабазы и членов их семей мы не говорим - не подсчитать, сколько это стоит.

И еще одно - главное. Цитата из того же документа прокуратуры: «Учитывая, что ГУ РК «Северо-Западная база авиационной охраны лесов» является некоммерческой организацией, Правительство РК обязано финансировать хозяйственную деятельность данного учреждения, а в случае возникновения задолженности по заработной плате Правительство РК субсидиарно отвечает по обязательствам данного учреждения».

Иными словами: хозяин (учредителем Авиабазы являлось Министерство лесного комплекса, теперь Министерство по природопользованию и экологии) отвечает за свое учреждение. Должно отвечать. По Закону. Но Закон в нашей стране выполняется не всегда. А тем временем на четверть меньше стали получать зарплату сотрудники авиабазы. Зато выросла неуверенность в завтрашнем дне. Растет социальная напряженность в коллективе. Риск возникновения пожаров в будущем сезоне тоже растет. А защищенность карельских лесов падает.

Кто виноват?

Вполне естественно, люди - в первую очередь сотрудники предприятия - мечтают узнать: а кто, собственно, виноват в сложившейся ситуации? Психика человеческая устроена так, что нужен конкретный виновник, персоналии нужны. Не безликое «министерство» (как в него плюнуть?), а конкретная личность. В такой ситуации группа людей, вдобавок, территориально и ведомственно далеких, конечно, цель менее привлекательная, чем один - в соседнем кабинете. Вот и занялись поисками. В меру своего понимания искали и нашли. Руководителя учреждения- Геннадия Нюппиева.

Мы упомянули о проверке деятельности авиабазы транспортной прокуратурой. А было этих проверок... Сейчас никто и вспомнить не может, сколько. Только в прошлом году - десятки. От разных ведомств, разного уровня ответственности и компетентности. В разных сферах деятельности начальника и в целом учреждения. Нашли, конечно. Кое-что. Мелкие нарушения. Такие есть в любой хозяйствующей структуре. У любого руководителя. Но... По словам старшего помощника Карельского транспортного прокурора, юриста первого класса Людмилы Саввиной, принципиального значения для финансово-хозяйственного положения базы они не имели.

Вот так. Да и просто здравый смысл подсказывает: если денег не дают, если не хватает средств на осуществление уставной деятельности - какие еще нужно искать причины плохого положения дел? Причины финансового краха Авиабазы лежат именно в этой плоскости -- в недофинансировании. Но проверки деятельности руководства авиабазы продолжались. А когда стало ясно, что этот способ разделаться с руководителем бесперспективен, в ход пошли другие. Заказные статьи в СМИ. Анонимки во все инстанции. Только в Юнеско, и в ООН не слали писем с обвинениями в моральном разложении, воровстве... В чем только не обвиняли! Грязные ругательства, оскорбления, откровенная клевета - вот что содержалось в письмах. По крайней мере, в тех, которые мне довелось увидеть. Да еще, помимо оголтелости, поразила еще и безграмотность. Интересная деталь: эти письма написаны от руки. Авторучкой! В наше-то компьтерно-принтерное время!

Это обстоятельство и помогло вычислить автора, кстати, считающего себя незаменимым специалистом в области экономики, - по почерку. Оказалось, одна из вышедших на пенсию работниц авиабазы порезвилась. Почтенная, вроде бы женщина... Был суд. По уголовной статье признали виновной. Штраф присудили за оскорбление, что-то еще... Приговором суда от 2 декабря 2010 года все сведения, изложенные в этих пасквилях и в заказных газетных статьях, были признаны несоответствующими действительности и порочащими честь, достоинство и деловую репутацию Геннадия Нюппиева. Но дело не в глупости и подлости конкретного человека. Бывает... В системе дело. Система такова: с неугодным надо расправиться. Обвинить сначала, а потом расправиться. Растоптать. При удаче - свалить на него вину за все. А не получится свалить - унизить, вывалять в самом неприятном и пахучем. И народу (в данном случае - сотрудникам Авиабазы) объяснить доходчиво: «Вот он - мерзавец! Он виноват в том, что вы денег не получаете! Ату его!»

Кто защитит главное богатство?

«Ату его» не получилось. Шила в мешке не утаишь. Ясно, что беды Авиабазы - не от начальника, кем бы он ни был. Хотя, конечно, желающих занять руководящий пост всегда найдется немало. Тщеславие - могучий двигатель общественных и производственных отношений. Пусть их... А вот какой вопрос тревожит: а как же с лесами быть? Денег-то у Авиабазы, по-прежнему, нет! А самолеты-вертолеты готовить надо. Тренировать, обучать специалистов, чтобы в будущем и обнаруживали пожары, и тушили их как надо. Платить им надо за работу - а то ведь разбегутся, а летать-тушить кто будет? Выполнять санитарные и социальные авиарейсы надо. Технику закупать и ремонтировать надо. Аэродромное хозяйство поддерживать и развивать надо. Вообще, леса охранять надо. А кто будет это делать? При таком подходе - кто?

Погорим ведь, ребята! Уже в этом году - погорим. И в будущие годы догорать будем. На минутку вспомним: лес - главное богатство Карелии! Защищать это богатство - кто будет? Непростые вопросы ставит жизнь. Но не это главное. Главное - ответов на них пока нет.

P.S. Горящим летом 2010 года 46 человек из 93 пожарных-десантников, состоящих в штате учреждения, были переброшены для оказания помощи по тушению лесных пожаров в Рязанскую и Московскую области России. Высокий профессиональный уровень специалистов карельской авиалесоохраны был по достоинству оценен губернаторами этих областей в соответствующих письмах, направленных в адрес Главы РК. Невзирая на усеченную, таким образом, численность авиабазы, в условиях жесточайшего недофинансирования обстановка по ликвидации лесных пожаров в Карелии была под контролем, Учреждение достойно выполнило поставленные задачи.